Мифы о mini-MBA

Меня зовут Денис Гончаров, я директор Школы бизнеса «Гончаров и партнеры». Мы работаем в Ижевске с 2004 года и даём возможность топ-менеджерам и бизнесменам получить образование международного уровня — пройти программу MBA  Сам я тоже прошел этот курс, и кроме того, в силу специфики деятельности, отлично знаю ситуацию в отрасли бизнес-образования России и мира. Поэтому, не претендуя на звание гуру, все же могу считаться экспертом в этой области.

Недавно мне на глаза попалась статья «Ижевской школы бизнеса», написанная про mini-MBA (оригинал можно почитать здесь . Статья, в принципе, стандартная для продавцов, желающих продать свой товар. Но вот количество фактов, мягко говоря, не соответствующих реальности, там зашкаливает. Это и вызвало у меня желание эти факты разобрать. Моя цель — не сказать «Приходите к нам», а подтолкнуть потенциальных читателей к критическому осмыслению информации, подаваемой в таких статьях.

Итак!

Авторы пишут:
«Программы Mini-MBA, как и все остальные на рынке, появились из потребностей бизнес-сообщества. Идея „укоротить“ МВА принадлежит западным учебным заведениям. Mini-MBA — это нечто среднее между тренингами, семинарами и западными МВА».

На самом деле:
На Западе вообще не существует такого понятия, как «mini-MBA». Курс появился в Китае в 80-х годах прошлого века с целью быстрого повышения квалификации менеджеров. Все бы хорошо, но только он не был связан с настоящей программой MBA никак, даже названием. Название mini-MBA — это чисто российское маркетинговое решение, попытка продавать дорогой курс, привязавшись к названию авторитетного мирового брэнда. И правильнее будет последнее предложение закончить так — «mini-MBA — это нечто среднее между тренингами и семинарами».

Авторы пишут:
«В некоторых крупных школах считают, что mini-MBA не вписывается в формат МВА. Mini-MBA — это, в принципе, другой формат: более компактный, более динамичный и, конечно же, более удобный. Эта программа решает задачи программы MBA, а слово „мини“ относится к продолжительности. В отличие от стандартной программы MBA, где продолжительность обучения составляет 2 года, mini-MBA представляет собой модульные занятия в течение 11 месяцев».

На самом деле:
Mini-MBA не содержит самого главного для бизнес-образования — методики обучения, характерной для MBA. «Другой формат» — это просто набор тренингов и семинаров. Какие задачи может решить тренинг? Конечно же, только навыковые. Системных изменений в поведении менеджера этот курс не вызывает. В этом смысле mini-MBA ничем не отличается от других тренингов, разве что ценой. Методика учебного процесса отличается от настоящей программы кардинально, а, следовательно, и результат будет совсем другим.

Авторы пишут:
«Если опросить экспертов, то мнения будут различаться. „Это профанация“ — воскликнут те, кто проводит MBA и видит в этом продукте себе конкурента. „Своевременно!“ — скажут понимающие, что это разные сегменты клиентуры. „Класс!“ — скажут те, кто давно хотел получить комплексное образование, но не имел на это времени. „Мактуб!“ — скажет аналитик: раз рынок требует, значит, продукт появляется. „Пусть выбирает клиент“, — скажем мы».

На самом деле:
А здесь, как ни странно, соглашусь. Да, это профанация и манипулирование потребителем. Но пусть выбирает клиент. Некачественный курс не дает результата и не вызывает желания продолжать учиться, а следовательно, такой курс долго на рынке не живет. Примеров с mini-MBA в России за последние годы была масса, в разных городах. Путь всегда одинаковый — громкая презентация, эмоциональные обещания решить все проблемы бизнеса за 5-11 месяцев, потом набор 1-2 групп... И все! Потому что невозможно долго вводить в заблуждение большое число людей. Особенно, когда с них берутся большие деньги.

Авторы пишут:
«Создатели ММВА в своей программе оставили только базовые предметы и убрали „непрофильные“ — почти целиком первый и последний блоки МВА. Второстепенным, оказался английский язык, а также такие курсы, как информационные технологии или логистика. Однако разница между мини-программой и MBA этим не исчерпывается».

На самом деле:
Ни одной из перечисленных дисциплин в программе MBA не содержится. Таков уж любимый ход продавцов mini-MBA — в рекламных текстах «убирать» то, чего и не было, называя заведомо непривлекательные и неактуальные темы. Перечень этих «ненужных» дисциплин отличается у разных торговцев mini-MBA, но всегда выглядит также непривлекательно. Что подобные заявления говорят об их источнике? О манипулировании реальностью и подтасовывании фактов с целью ввести потребителя в заблуждение.

Авторы пишут:
«А самое главное — программа создана для людей, которые не могут и не хотят оставлять, бросать свои дела. Согласитесь, редко кто сможет спокойно оставить свой бизнес, отложить карьерный рост, текущие дела, расстаться с семьёй, детьми и на два года уехать учиться за границу».

На самом деле:
Для получения степени MBA ездить за границу не нужно уже примерно 20 лет. В России существуют несколько десятков программ — как российских, так и западных, переведенных и адаптированных для нашей страны. Формы обучения тоже на любой вкус, почти в каждом городе (в том числе Ижевске) можно учиться, не отрываясь от работы и семьи и никуда не уезжая. Уверен, что авторы статьи это знают. Почему же тогда пишут? Вероятно для того, чтобы притянуть клиента на эмоциональном уровне, отключив у него рациональное мышление.

Авторы пишут:
«По рыночным прогнозам, в ближайшем будущем коротких и среднесрочных программ должно стать больше, потому что их потребителями в первую очередь являются практикующие представители уже сложившегося бизнеса. Кроме того, бурный рост мелкого и среднего предпринимательства приведет на мини-MBA еще очень много людей, у которых не будет ни средств, ни времени на прохождение полноценного курса MBA».

На самом деле:
Стоимость обучения на mini-MBA оказывается не дешевле, а во многих случаях дороже, чем на «взрослой» программе. Обучение в течение 5 месяцев стоит 140-150 тыс.руб., в то время как целый год обучения на настоящей программе обойдется дешевле. Поэтому, надежда, что на mini-MBA придет «очень много людей, у которых не будет средств» выглядит сомнительной.

Авторы пишут:
«С одной стороны, при прочих равных условиях, обладатель диплома Mini-MBA будет проигрывать в глазах работодателя в сравнении с владельцем стандартного MBA. С другой — Вам „шашечки“ или ехать — работать на себя или на „дядю“?»

На самом деле:
С этим можно согласиться. Сложно сформулировать, как назвать квалификацию выпускника mini-MBA. Но примеры для сравнения можно найти в других областях. Как вы относитесь, к примеру, к мини-нейрохирургу? А к мини-профессору? А можно ли считать Жигули мини-Мерседесом? В менеджменте примерно такая же ситуация. Нельзя быть мини-руководителем, а чтобы стать настоящим специалистом, нужно выбирать качественные образовательные инструменты.

И небольшой вывод:
Вещи часто бывают не такими, как кажутся, или как их пытаются представить. И делать выбор образовательной программы нужно не на основании вдохновенных рекламных текстов, а на основании объективных критериев. Краткий список критериев должен быть таким: наличие у бизнес-школы международной и российской аккредитации, наличие данной конкретной программы в российском рейтинге (а еще лучше — в международном), наличие у курса методики обучения и оценки компетенций слушателя на выходе, качество учебных материалов, и многое другое.


Возврат к списку

Наш адрес:
ул. Молодёжная, д. 107
г. Ижевск, Удмуртия Телефон: 8(3412)56-28-41
НОУ ДПО Институт Менеджмента
ИНН: 1831094553
ОГРН: 1041800251327
Посмотреть лицензию

Наши партнеры:

Link The open university СИDO OBS
Связаться с нами