Кто учится на MBA?

09.09.2013

Кто учится на MBA?


Компания "Гончаров и партнёры" обучает менеджеров Ижевска по программе MBA уже 9 лет. За годы работы мы смогли накопить определенную статистику и составить портрет человека, поступающего на MBA.

 Можно выделить 3 типажа людей, которые выбирают эту программу чаще всего. 

 1.     «Карьерист». Менеджер, работающий в крупной компании и стремящийся дослужиться до топ-менеджера.

 Как правило, он работает в компании давно, начинал с должности простого специалиста. За годы добросовестной работы заслужил уважение, начал расти по карьерной лестнице. Сначала стал руководителем отдела, затем управления, может быть дослужился до заместителя генерального директора.

Обучение на MBA для него - способ повысить личную эффективность, ускорить свой рост. В процессе учебы он немедленно применяет на практике новые знания, что выглядит для его руководства как проявление инициативы, принятие ответственности на себя. Руководство всегда замечает это и положительно оценивает.

Как правило, такому менеджеру бывает несложно получить оплату своего обучения со стороны организации. Он объясняет своему начальству свои цели, выгоду для компании, и получает необходимое финансирование.

С какими трудностями он может столкнуться в процессе обучения? Самая типичная в больших организациях - инертность системы управления. Менеджера могут переполнять новые знания и инициативы, но ему может недоставать аппаратного веса, чтобы менять методы работы всей организации. У него возникает ощущение (часто справедливое), что он «перерос» организацию. А сложившаяся культура и традиции компании могут ставить человека перед выбором - подстраивайся, или уходи.

Как избежать этой проблемы? Оптимальное решение - одновременное обучение на MBA всей группы лиц, принимающих решения. Тогда у них появляется возможность говорить на одном языке, одинаково смотреть на проблемы, задавать согласованное направление развития компании. Это также самое эффективное решение для организации в целом, ведь один в поле не воин, и даже самый образованный менеджер не сможет развивать компанию в одиночку. Обучение группы менеджеров среднего и высшего звена создает для компании мощный рывок вперед.

 2.     «Семейный бизнес». Молодой человек, чьи родители создали успешный бизнес и настала пора принимать управление им на себя.

 Как правило, такому человеку 25-30 лет, он имеет высшее образование и работает в компании родителей с перспективой ее возглавить.

В какой-то момент он получает управленческую должность - исполнительный директор, заместитель директора, или подобную.

С этого момента он погружается в стресс, т.к. сталкивается с большим количеством незнакомых ранее проблем. Ему впервые приходится принимать и увольнять людей (а также сталкиваться с особенностями их поведения), принимать финансовые решения (и впервые ощущать личную ответственность за потери), сталкиваться с особенностями конкурентной борьбы (понимая, что ошибка может стоить места на рынке), и делать много других новых вещей.

Человек в какой-то момент формулирует для себя проблему - нехватка управленческих знаний. И, совершенно естественно, за ее решением приходит поступать на MBA.

Как правило, такие люди очень много получают от учебы. С первых же месяцев они встречают в курсе «свои» проблемы, с которыми давно бьются на работе, и начинают их последовательно решать. Они берут от программы максимум, преображаясь на глазах в процессе учебы. Даже после первого года они отмечают, что их уверенность в себе выросла многократно, а нервничать на работе теперь не приходится.

Чаще всего, закончив первый год обучения, они поступают на второй, но одновременно приводят на первый курс уже своего заместителя. Поняв, как много дали им эти знания, они понимают, что им хочется работать в компании, где людей с такими знаниями много.

И в работе, в общем, все у них бывает хорошо. За несколько лет им хорошо удается разобраться в бизнесе родителей, а также принести в него новые идеи, подкрепленные знаниями.

  3.     «Уперся в потолок». Владелец собственного малого бизнеса, у которого дела идут в общем-то и неплохо, но он понимает, что былого роста уже нет, что последние несколько лет он находится на одном и том же уровне.

 Как правило, эти люди чувствуют себя стабильно, работают в бизнесе уже не первый год, сумели закрепиться в своей нише и даже вырасти. Бизнес относится к категории малых, количество сотрудников до 20 человек. В середине 2000-х годов переживали расцвет, но начиная с кризисных годов рентабельность заметно снизилась.

Из запрос звучит так - «В последние годы что бы я не делал, компания не растет. Вроде бы все нормально, но мне не хватает развития. И времени свободного, в общем-то, тоже нет. Какой-то заколдованный круг получается, хочу из него вырваться».

Проблема очень понятная. Начинал он как простой предприниматель и добился успеха, действуя «по наитию». Но интуитивная модель развития организации себя исчерпала. Чтобы расти дальше, нужны специальные экспертные знания, и задача курса MBA - сделать его таким экспертом.

Обучение для них становится площадкой, на которую они поднимаются, чтобы посмотреть на свой бизнес сверху. Вместо «блуждания в трех соснах» он поднимается над лесом и смотрит на всю картину в целом.

В процессе обучения он рассматривает каждую деталь своей организации и создает из нее новый эффективный механизм. А заодно начинает лучше понимать свою отрасль в целом, начинает прогнозировать на годы вперед, определять перспективные направления. Меняется мышление, подход к решению проблем. Все действия обретают единую цель, лишние операции отбрасываются.

Очень полезны для него оказываются знания в области стратегии, управлении процессами и проектами.

Как результат своей учебы, многие такие клиенты отмечают парадоксальный момент - у них появляется больше свободного времени, при одновременном увеличении качества или количества бизнесов.

Уже через год или два такие руководители присылают на учебу своих заместителей.

 

Попробуем подвести итог. Описанные ситуации – наиболее типичные для студентов MBA, но этими типажами их круг не исчерпывается. Как мы видим, даже при разных исходных позициях, людям помогает такой инструмент, как MBA.

Почему же так? Потому что решение большинства проблем заключается в развитии управленческого мышления, и мышления вообще. MBA для этого – один из лучших инструментов.

 


Возврат к списку

Наш адрес:
ул. Молодёжная, д. 107
г. Ижевск, Удмуртия Телефон: 8(3412)56-28-41
НОУ ДПО Институт Менеджмента
ИНН: 1831094553
ОГРН: 1041800251327
Посмотреть лицензию

Наши партнеры:

Link The open university СИDO OBS
Связаться с нами